»   »  Сочинение Своеобразие народного характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение Своеобразие народного характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» часто называют энциклопедией жизни русского крестьянства. Это самое крупное произведение поэта, которое выгодно выделяется на фоне других его произведений с остросоциальной темой и идеей благодаря красочности и при этом реалистичности изображения простой жизни.

Семеро мужиков, уставшие от бесконечной работы и нищеты, отправляются на поиски понимания счастья, они хотят узнать, а если на Руси тот, кто живет вольготно. И в этом своем поиске они оказываются на вторых ролях, хотя и возникли перед читателем в самом начале поэмы, и создали впечатление главных героев, но после уступили место иным персонажам, которых можно объединить в большой и разнообразный образ народности.

Народ – главный герой поэмы. Некрасов размышляет в своем произведении о его состоянии, раскрывает его психологию, нормы взаимоотношений его представителей.

Поэма написана живым разговорным языком, понятным каждому. Языковое богатство произведения огромно —автор использует многочисленные просторечия, диалекты и архаизмы. Таким образом создается особый национальный колорит, украшающий поэму и придающий ей совершенно неподражаемый облик.

Новизна употребленного Некрасовым в данном случае жанра поэмы-эпопеи диктует фрагментарность поэмы, выстроенной из внутренне открытых главах. Она объединена образом-символом дороги. Вся поэма распадается на истории жизни, судьбы многих людей. Каждая глава сама по себе могла бы стать сюжетом какого-нибудь фольклорного произведения. Все вместе они отображают судьбу всего русского народа, его тяжелый путь от рабства к свободе. Именно поэтому только в последней главе возникает образ народного заступника Гришки Добросклонова – человека, готового вывести людей на волю.

Герои произведения созданы автором не только для того, чтобы отвечать на вопрос, заданный в заглавии поэмы, они отображают его позицию в понимании того, кто является настоящим русским.

Некрасов отрицательно относился к ситуации в стране, считал помещиков наряду с церковниками источниками всех бед крестьян. Поэтому читатель получает не лицеприятные портреты представителей данных социальных групп. Священник, описанный в произведении, это типичный представитель духовенства, который жил за счет своих прихожан. Так и создавалось впечатление, что церковники живут подаяниями.

Автор полагает, что настоящими носителями русского мировоззрения являются в большей степени простые люди низших слоев. Пытаясь доказать истинность своего мнения, он представляет читателю галерею положительных народных образов, центральное место в которых занимают Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий показан Некрасовым русским былинным богатырем. Поступок, отправивший Савелия на каторгу, становится аналогом подвига, неким проявлением готовности отстоять свободу и погибнуть.

Матрена представлена как настоящая. Она ведет страшное сражение за собственную жизнь, это вечная борьба с возникающими обстоятельствами. Она была выдана замуж за чужака и отправлена на чужбину. В семье мужа молодая женщина становится чужой и ненавистной, она не встречает ни сочувствия, ни понимания, ни уважения и тем более ни любви. После сын Матрены умирает, а ее мужа забирают незаконно в рекруты. Кажется, что она вот-вот сломается, но она проявляет неописуемую твердость характера, и никакие невзгоды не могут ее извести.

Наряду с замечательными, заслуживающими уважения образами, не боится Некрасов показать и пьяниц, которые после народного празднования даже ползком не могут добраться до дома и засыпают в канавах. Автор показывает грязь, разруху, нищету, неграмотность русского народа, которые зачастую являются результатом лени самих людей.
«Кому на Руси жить хорошо» - кладезь народных характеров, культуры и традиций. Народность в ней показана двояко, с положительной и отрицательной сторон. Поэт сделал то, чего не удавалось другим. Он создал настоящее народное произведение.