»   »  Сочинение «Образы природы в лирике Лермонтова»

Сочинение «Образы природы в лирике Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов безгранично любил свое Отечество, уважал русский народ, тонко чувствовал родную природу и не уставал восхищаться ее красотой. Не удивляет, что русские пейзажи являются неотъемлемой частью произведений поэта. Тему природы можно выделить отдельно в поэтическом наследии автора. Присутствуют также лирические отступления с пейзажными зарисовками и в его прозаических текстах.

Но не всегда тема природы у Лермонтова стоит особняком. Нередко пейзажность его лирики выполняет служебную функцию. Картина природы может быть фоном для событий произведения и действий лирического героя. Иногда природные явления становятся своеобразной метафорой, которая помогает раскрыть образ главного героя, оттенить его душевные переживания, создать живую рамку его характеру. Это может быть буря, созвучная буре в душе у героя, а может быть тихая, волшебная ночь, оттеняющая его душевную боль как в стихотворении: "Выхожу один я на дорогу." С другой стороны, мир природных явлений живет своей жизнью и не всегда гармоничной. В лирике Лермонтова всегда находится место борьбе: борьба между небом и землей, бурей и штилем, человеком и стихией. Небо ‒ это вечность. Оно торжественно и нерушимо. А земля ‒ символ конечности бытия, она олицетворяет все временное, преходящее, тленное. Очень часто своеобразным лирическим героем выступают горы. Именно они становятся связующим звеном двух полюсов: неба и земли. Михаил Юрьевич питал восторженную любовь к Кавказу, что с детства породило в нем трепет к горным массивам. Горы у Лермонтова ‒ огромные и нерушимые исполины, которые неподвластны разрушениям. В раннем лирическом творчестве поэта бушуют "шумные бури", чувствуется дух борьбы, даже в описаниях явлений природы. В более позднем его творчестве природа приобретает большую гармонию.

В поэзии Лермонтова природа живет собственной жизнью, дышит, существует. Она живая. Поэт мастерски вписывает образ природы как отдельного действующего лица в общую канву повествования.