»   »  Сочинение-анализ «У дядюшки в Михайловке» (по роману Толстого «Война и мир»)

Сочинение-анализ «У дядюшки в Михайловке» (по роману Толстого «Война и мир»)

Второй том играет ключевую роль в композиции романа. Красной нитью здесь проходят мысль народная и мысль семейная. Обе эти темы раскрываются в седьмой главе четвертой части. Все представители семьи Ростовых отличаются великодушием, открытостью, гостеприимностью, эмоциональностью, любовью к жизни. Чувства и эмоции берут верх над волей и голосом разума. Ростовы благородны, великодушны, но отнюдь не практичны. В этой семье живут любовь, доброта и взаимопонимание. Все это мы узнаем из предыдущих глав романа.

В седьмой главе автор отправляет Наташу, Петю и Николая, задержавшихся на охоте, погостить у дядюшки в деревне Михайловка. Дядюшка, по их меркам, живет не богато, владеет только одним скромным имением в глуши. В его доме нет дорогих убранств, нет особого порядка, при этом все довольно опрятно, чисто и добротно, нет запущенности. Так как он заядлый охотник, кругом развешаны шкуры и расставлены чучела убитых зверей, но это не пугает, а создает особый сельский уют. Дом пропитан запахом яблок и домашней русской еды. Все это очень нравится Наташе, создает в ее душе возвышенное светлое чувство, приносит счастье и умиротворение. Она боится только одного, что за ними слишком скоро приедут из Отрадного, чтобы увезти домой. Наташа становится ключевой фигурой этой главы. Именно через ее восприятие происходящего мы чувствуем ту особую атмосферу, которая царит в доме дядюшки. Нам передаются ее эмоции, ее счастье и восторг. Лев Николаевич очень тщательно описывает угощения, поданные молодым людям заботливой экономкой дядюшки. Все это очень аппетитное, простое, русское. Описывает автор и внешность самой экономки. Это добрая, румяная, полная и еще довольно молодая женщина с пухлыми и нежными руками. Настоящая русская женщина, обладающая специфической народной красотой.

Какого-то яркого и насыщенного сюжета читатель не увидит в этой главе. Тем не менее она имеет особое значение в общей канве романа. Важным моментом в ней является восхищение молодежи, а Наташи в особенности, русской народной музыкой. Когда дворовый парень играет "Барыню" на балалайке, а Наташе эта музыка и угощения кажутся самыми лучшими, хотя привыкла она совсем к другим напевам и яствам. А когда в руки берет гитару сам дядюшка, Наташа не выдерживает и пускается в пляс. Это становится кульминационным эпизодом главы. Все удивлены, смотрят на нее даже с тревогой, особенно брат боится, что она сделает что-то не так. Но нет, Наташа, при всем своем французском воспитании, русская девушка и близость к русскому народу у нее в крови. Автор, вместе со всеми присутствующими героями, удивляется откуда эта "графинечка", воспитанная французской гувернанткой, впитала этот народный дух, эти приемы, элементы русского народного танца, которым ее никто не учил, которые она раньше нигде не видела. Анисья Федоровна даже прослезилась, глядя на народную пляску этой хрупкой графини. А дядюшка позднее провожал ее домой с совершенно новой нежностью.

Таким образом, мы могли увидеть близость Наташи к простому народу, ее естественность. Она обладает такой широтой души, какой обладает только истинно русский человек. Визит к дядюшке дарит ей счастье и гармонию. Только возле дома она с легким оттенком грусти признается брату, что никогда уже не будет так счастлива и спокойна, как сейчас.